Литературные чтения «Стихи О. Берггольц о блокадном Ленинграде» (К 75 летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады).

29 января 2019 г.

Литературные чтения «Стихи О. Берггольц о блокадном Ленинграде»  (К 75 летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады).

К юбилею прорыва блокады Ленинграда  в читальном зале прошли литературные чтения

«Стихи О. Берггольц о блокадном Ленинграде».

  Вначале мероприятияучащимся была представленапрезентация «Блокаде Ленинграда посвящается». Библиотекарь Ирина Павловна рассказала ребятам о тяжелых испытаниях, выпавших на долю жителей осажденного закрытого города Ленинграда: о голоде и холоде, о детях и женщинах, работавших наравне с мужчинами на заводах, о защите и обороне Ленинграда советскими солдатами. Учащиеся познакомились с произведениями В.М. Глинка «Воспоминания о Блокаде», В. Воскобойникова «900 дней мужества», И. Миксона «Жила, была», из которых узнали о героизме и стойкости жителей Ленинграда, о строительстве спасительной «дороги жизни» через Ладожское озеро.

   Культура эмоций – это культура души, поэтому материал вступительной беседы через показ фотографий блокадного Ленинграда  и эмоциональный рассказ о событиях блокады очень сильно воздействовали  на душу  молодых людей и  помогал воспринять литературное произведение того времени, эмоционально пережить его, заразиться им.

     После презентации, учащимся были представлены отдельные биографические сведения об Ольге Берггольц.

   Ольга Фёдоровна Берггольц (3 [16] мая 1910 года — 13 ноября 1975 года) была советской поэтессой и радиовещателем времен блокады; голос, который вещал на единственной работающей радиостанции во время блокады Ленинграда, единственный знакомый голос, который, по словам многих выживших, буквально спасал их в эти темные и бедные времена. Через её микрофон, прямиком в квартиры осажденного города, Ольга читала свои собственные стихотворения и стихи тех других поэтов, которые приносили новости о бомбардировках или об открытии огня в городе и, прежде всего, ободряющих жителей осажденного города, чтобы поддерживать их последнюю надежду на выживание.

    Вступительная беседа  очень  заинтриговала посетителей, вызвала любопытство  у молодых людей и настроила на их позитивное отношение к последующему совместному чтению. Маймага Сардана, Киселева Алиса, Колесникова Арина, Удыгир Рая, Долгова Олеся, Комбагир Руслана выразительно прочитали стихи Ольги Берггольц. Во время чтения подростками стихов состоялось упражнение в нравственном чувстве. Процесс чтения без переживания, без радости, без печали, не пробудили бы отклик в душе учащихся.

    Сами стихи  Ольги Берггольц смогли вызывать сильные переживания, глубокие мысли.

 Она  создала свои лучшие поэтические произведения, посвященные героизму защитников города: «Ленинградская поэма», поэма «Февральский дневник», стихотворения, вошедшие в книги «Ленинградская тетрадь», «Ленинград», «Ленинградский дневник», и другие произведения. Берггольц выезжала в части действующей армии, ее стихи печатались на страницах газет, на плакатах «Окон Тасс». Строки Ольги Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища: « Никто не забыт и ничто не забыто». В  Доме Радио работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу «Говорит Ленинград».

    Сердце Ольги сжималось от жалости к сестрам, к женщинам: «…если б можно было ценой своего горя купить покой и отраду другим». В этом сила ее блокадных стихов и выступлений - не сила ненависти, а сила любви в них звучит, ощущение родства со всеми, теми, кто проходит через ледяной мрак ленинградской блокадной ночи

Что может враг? Разрушить и убить.

И только-то? А я могу любить…..

   Жители блокадного Ленинграда, слушая стихи О.Бергольц находили новые нравственные силы, слышали то, что было созвучно их мыслям - непреклонность, стойкость, мужество.

   В завершении литературных чтений ученица Средней школы  Пирова Зарина  наизусть прочитала  стихотворение Ольги Берггольц  «Моя медаль». Настолько выразительно и эмоционально было ее выступление, что все участники зааплодировали.

   Ирина Павловна провела беседу о прочитанных стихах Ольги Берггольц. Библиотекарем были выбраны вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему и которые дали возможность узнать, насколько глубоко  молодые люди поняли произведение и  какие у них появились  мнения, эмоции.

     Наилучших результатов библиотекарь достигла, когда  материал, выбранный для совместного чтения, вызвал интерес и понимание у самих участников мероприятия и  разбудил в них желание продолжить общение именно с этим невидимым собеседником и во что бы то ни стало научиться слышать и понимать стихи О.Бергольц.